Понедельник, 07.07.2025, 15:11
Приветствую Вас, Гость

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ШУМОЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ


ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШУМОЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Транспортный шум является отрицательным элементом воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Проблема снижения воздействия транспортного шума при возрастающей интенсивности движения на дорогах становится нее болей актуальной. Это воздействие наблюдается в тех случаях, когда транспортный шум воспринимается как раздражающий фактор, приводящий к нарушению акустического комфорта.

Научные и методические основы анализа шумового режима придорожной полосы, позволяющего обосновать мероприятия по обеспечению акустического комфорта на территории, прилегающей к дороге, разработаны институтом Гипродорнии Минавтодора РСФСР и Московским автомобильно-дорожным институтом. На основе выполненных исследований составлены пофакторные таблицы, которые позволяют без дополнительных вычислений получить расчетный уровень шума транспортного потока различного состава и интенсивности.

На основе анализа транспортных, дорожных, природно-климатических и защитных факторов были выбраны основные параметры, определяющие общий уровень транспортного шума на территории, прилегающей к автомобильной дороге. Для определения зависимости уровня транспортного шума от каждого из них в отдельности и от совместного воздействия была разработана структура шума в зависимости от транспортного потока, которая позволяет оптимизировать геометрические параметры автомобильной дороги по критерию минимизации уровня транспортного шума [40].

В настоящее время разработан целый ряд инженерных решений для проектируемых и эксплуатируемых дорог, предусматривающих строительство специальных шумозащитных сооружений. Для оценки их эффективности все шире применяются новейшие методы акустических исследований, позволяющие повысить точность проектных решений. Для обоснования расходования средств на строительство Придорожных шумозащитных сооружений необходимо выполнить расчеты по оценке эффективности капитальных вложений, на эти цели.

Исходя из общих задач снижения шума и во избежание ухудшения акустической ситуации при прохождении магистральных автомобильных дорог близи жилой застройки и других зон, в которых шум ограничен санитарными нормами, экономический эффект от внедрения мероприятий по шумозащите (Э) достигается за счет снижения ущерба от вредного воздействия транспортного шума. При этом формула будет иметь вид:

Э = Уо-У,

где Уо и У - экономическая оценка годового ущерба в населенном пункте от загрязнения акустической среды соответственно до в после осуществления проекта шумозащиты, тыс. руб./г.

Оценку годового экономического ущерба после проведения мероприятий по шумозащите (У) можно определить по формуле:

У = Ун + Уд = АнВн + АдВд,

где Ун и Уд - оценка годового экономического ущерба соответственно в ночное и дневное время, руб./г.; Ан и Ад - показатели экономического ущерба, руб./чел. в год, при уровнях соответственно ночных и дневных шумов; Вн и Вд - количество населения, проживающего в зданиях с эквивалентным уровнем звука соответственно ночных и дневных шумов.

Суммирование Ун и Уд осуществляется на всей территории, прилегающей к автомобильной дороге, где уровни шума в жилых зданиях наблюдаются от 25 дБа и выше.

При выборе шумозащитных сооружений необходимо располагать данными о часовых эквивалентных уровнях шума за 16-часовой период дневного времени (с 7 до 23 ч) и 8-часового периода ночного времени (с 23 до 7 ч). Если эти показатели известны, можно использовать приближенную оценку значений, согласовав их с эквивалентным уровнем наиболее шумного часа дневного времени.

Показатели часового экономического ущерба можно определить и путем деления показателя экономического ущерба на число соответственно дневных и ночных часов, а экономический ущерб определить непосредственно от интенсивности движения транспорта, с которой тесно связаны уровни шума. При таком методе расчета нетрудно при заданной интенсивности движения и акустической эффективности планируемых мероприятий по шумозащите оценить достигаемый экономический эффект. Так, при интенсивности движения 5000 авт./сут и уровне шума в жилом здании на 16 дБА ниже расчетного экономический ущерб составит 242,7 руб. чел./г. Если запроектированное шумозащитное сооружение позволит уменьшить уровни шума на 9 дБА, т. е. в сумме до 25 дБА, то экономический ущерб уменьшится до 90,5 руб. чел./г. Экономический эффект в данном случае будет 152,2 руб. чел./г.

При технико-экономической оценке эффективности строительства шумозащитных сооружений расчет экономического эффекта проводят в следующей последовательности:

в районе проектируемой или эксплуатируемой автомобильной дороги в предполагаемых местах строительства шумозащитного сооружения измеряют или рассчитывают уровни шума;

оценивают экономический ущерб от транспортного шума до осуществления мероприятий но шумозащите из формулы:

Уо = ?У·?п

где ?У - показатель экономического ущерба при снижении расчетного уровня шума на ?, дБА, при интенсивности движения N, авт./сут; ?п - число людей, проживающих в зданиях с уровнем шума, уменьшенным по сравнению с расчетным на ?, дБА;

определяют экономический ущерб после осуществления мероприятии по шумозащите, но при большем снижении расчетного уровня шума при различных вариантах шумозащиты;

вычисляют экономический эффект за счет снижения ущерба за период службы шумозащитпого сооружения;

определяют размеры капитальных вложении по каждому варианту шумозащиты и приведенные затраты на ремонты.

Из всех возможных вариантов обеспечения акустического комфорта при заданном положении дороги в плане и продольном профиле в первую очередь должен быть рассмотрен вариант с минимальными капиталовложениями в шумозащитные сооружения, представляющий собой создание буферной зоны между застройкой и дорогой. Преимущества, которые дает широкая буферная зона, невозможно использовать при высокой плотности жилой застройки, в пригородах и вводах автомобильных дорог в городах, где ширина транспортных коридоров, совмещенных для железных дорог, линий электропередач и т. д. ограничена, а дефицит территории не позволяет увеличить ее до размера санитарных норм. Если этот вариант технически неосуществим или дополнительные затраты на ушире-ние полосы отвода будут сравнимы с капиталовложениями в шумозащитные ограждения, последние будут единственным решением [21, 41].

За последние 10 лет в ФРГ на шумозащитные мероприятия (валы, стены) израсходовано 1,5 млрд. марок ФРГ.

К концу 1986 г. у автомобильных дорог федерального значения было построено 380 км шумозащитных земляных валов, сооружено 650 км шумозащитных стен, из которых 13,5 % - из пластмассы, 9,9 %-из стали, 42,4 % - из алюминия, 23,7 % - из бетона, 3,8 %-из дерева и 6,7 %-из других материалов. За 10 лет в зданиях вдоль дорог было устроено 200 тыс. м2 окон с усиленной шумозащитной изоляцией, что потребовало затрат 132 млн. марок ФРГ.

Дальнейшие перспективы для борьбы с шумом связаны только с созданием низкошумных дорожных покрытий, в частности, с дренирующим асфальтом.

Крупнопористые покрытия обладают по сравнению с плотными асфальтобетонными смесями рядом преимуществ, в их числе высокая водопроницаемость, повышенная абсорбция шума и снижение его громкости, светорассеивающая способность, исключающая ослепление встречным транспортом [42, 44].
                                                       ВЫВОДЫ

Вопрос сохранения окружающей среды и комплексного освоения территории застройки, отведенной под автомобильные дороги, должен рассматриваться на всех стадиях ведения работ, начиная с проектирования, строительства и весь последующий период эксплуатации. Необходимый комплекс природоохранных мероприятий и инженерных решений разрабатывается и экономически обосновывается для каждых конкретных условий.

При защите автомобильных дорог и прилегающих к ним территорий от водной эрозии применяются конструктивные приемы. Продольный и поперечные профили земляного полотна конструируются с учетом обеспечения полного водоотвода, предотвращая места скапливания воды как на проезжей части дороги, так и вдоль всего земполотна. Устраиваются различные водоотводные сооружения: лотки, дождеприемные колодцы, водопропускные трубы, водогасящие сооружения, кюветы, водоотводные канавы, валы и др.

Широко используются грунтозащитные мероприятия с применением живой растительности: устройство сомкнутого травяного покрова путем посева многолетних трав или одерновки.

Экономична технология снятия растительного грунта с полосы отвода до начала возведения насыпи и обратной его укладки с целью укрепления обочин и откосов дороги. Для укрепления высоких откосов и беспочвенных склонов применяют также гидропосев многолетних трав. А в местах, периодически подтопляемых, рационально применение одерновки.

Эффективной является технология заготовки, в искусственных условиях, например, дерны на торфяной основе - торфяные коврики. В дорожных организациях Украины распространен полигонный метод выращивания торфяных ковров на цементных площадках или пленочной основе.

Наиболее современная технология производства укрепительных работ основана на применении синтетических тканых материалов. Это наиболее широко применяемый метод за рубежом.

Применимы также более дорогие, но и более капитальные виды укрепления откосов автомобильных дорог, конусов мостов и путепроводов с применением бетона и железобетона. На Украине наиболее распространено применение гибких железобетонных решетчатых покрытий. Также имеется опыт выполнения укреплений с применением изношенных автомобильных шин.

Немаловажное влияние на защиту окружающей среды оказывают существующие придорожные и декоративные насаждения. Выращиванием специальных пород плодоовощных деревьев на Украине занимаются дорожные плодово-декоративные питомники. Они обеспечивают дорожные хозяйства всеми видами посадочного материала.

Придорожные насаждения выполняют несколько функциональных задач. Они создают благоприятный микроклимат, служат для снегозадержания, укрепляют земляное полотно от размыва, эстетичны.

При подборе растительности следует учитывать размеры, долговечность, быстроту роста, время цветения, совместимость пород и др.

При строительстве дорог следует стремиться сохранить всю существующего растительность. При определении экономической эффективности капитальных вложении в строительство и реконструкцию автомобильных дорог необходимо учитывать экономическую эффективность природоохранных мероприятий.

Это необходимо учитывать и при выполнении водо- и атмосфероохранных мероприятий, и при использовании отходов и побочных продуктов промышленного производства.